Общая информация
Полезная информация
История
Обычаи и привычки
Guten Appetit
Oktoberfest
Размещение
Транспорт
Цены и покупки
Связь
Земли и города
Горные лыжи


Выпить пива, поесть
и повеселиться


Традиционный пивной праздник "Октоберфест" в этом году начнется 21 сентября на Терезином лугу в Мюнхене.


Одни называют "Октоберфест" крупнейшей пьянкой года, другие, как бы извиняясь, говорят о национальной культурной традиции, третьи - о самом массовом народном гуляний в мире.


Cкорее всего, "Октоберфест" - это душа немца. Иначе трудно объяснить, почему он, независимо от возраста, происхождения и образования, называя эту традицию плебейской, тем не менее, находит и деньги, и время, и повод, чтобы в конце сентября - начале октября хотя бы на один день отправиться в Мюнхен. Сюда идут и едут семьями, фирмами, бригадами, клубами, целыми стадионами после футбольных матчей. За две недели - 6 - 7 млн. человек (рекорд в 1985 г. - 7,1 млн). И для всех находится там и место, и пиво.

 

КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Кронпринц Людвиг, будущий король Баварии Людвиг I, 12 октября 1810 г., сочетался браком с принцессой Терезой Саксонской. Торжества и скачки, на которые были приглашены все мюнхенцы, проходили у ворот города на большом лугу, который с тех пор называется Терезиным лугом, хотя и находится теперь почти в центре Мюнхена. Затея понравилась, и король распорядился проводить такие празднества ежегодно. Только в те годы, когда свирепствовали войны и эпидемии, "Октоберфест" не проводился. Один раз, в 1957 г., из-за этого веселья были на неделю отодвинуты парламентские выборы - политики дожидались, пока народ догуляет.


Каждый год в сентябре на Терезином лугу вырастают огромные пивные дворцы, которые скромно называются палатками. Их четырнадцать. Это филиалы мюнхенских пивных.
В этом году пивное веселье будет проходить в сто шестьдесят восьмой раз. В прошлом году под него была выделена площадь в 31 гектар, где были представлены 650 пивных залов и предприятий, а также 66 предприятий питания. Сувениры и прочие товары продавались в 363 магазинах, а дополнительные развлечения обеспечивали 200 аттракционов и концертных сцен.


Количество обслуживающего персонала составило 12 тыс. человек.
Для решения проблем по "большой" или "малой" надобности было предусмотрено 830 сидячих мест и 750 метров стоячих. Плюс 17 специальных туалетов для инвалидов.

 

САМОЕ, САМОЕ...
Самое вкусное пиво на лугу - из деревянных бочек!!! - предлагает пивоварня августинцев. Как известно, основную часть из пяти тысяч сортов немецкого пива и по сей день варят монахи. К августинцам должны идти и те, кто хочет не только выпить, но и хорошо поесть: шеф-повар августинцев отмечен многочисленными призами. Правда, трудно сказать, может ли он угодить сразу всем, ведь в палатке августинцев помещаются сразу 9,5 тыс. человек.


Самый большой и известный дворец - филиал мюнхенской пивной "Хофбройхауз". Вместе с местами на открытом воздухе он вмещает около 10 тысяч человек. Популярностью своей "Хоффбройхауз", правда, обязана мрачному нацистскому прошлому: здесь выступал Гитлер. Но, тем не менее, англичане, новозеландцы, японцы резервируют места только в "Хоффбройхауз", считая ее самой немецкой пивной. А сам "Хоффбройхауз" считает себя заведением с мировой известностью, пусть даже специфической. Например, на футболках, продающихся здесь, написано по-английски "happy as a pig in shit" - "доволен, как свинья в грязной луже". Для большего удовольствия саксы и австралийцы придумали такое развлечение: покупают бочку пива, присоединяют к ней шланг и пьют из него.


Самая маленькая палатка - кафе-мороженое "Кларк". Всего 17 мест.


Самая знатная публика стягивается в "Кэфер шенке". Это незаметное двухэтажное деревянное строение вмещает всего лишь 900 человек. Здесь царит атмосфера богатого загородного дома. Как правило, все в национальных баварских костюмах - коротких замшевых брюках, толстых ботинках с гетрами, и куртках, женщины носят пышные, как бы крестьянские, но жутко дорогие платья.


В отличие от других пивных на Терезином лугу, в "Кэфер шэнке" народ сидит не на скамьях за длиннющими столами, а в уютных нишах - т. е. все в общем зале, но у каждой группы свой уголок. Музыка здесь звучит не баварская, а интернациональная. А еда не только баварская, т. е. жирная и обильная, но и необыкновенно оригинальная. Самое популярное блюдо называется "зуппеншнапс", но это и не суп, и не шнапс, а нечто мясное и сложное.

 

НЕ САМЫЕ, НО ТОЖЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ...
Пивная "Лёвенброй" с залом, похожим на внутренность бочки, вмещает 5,5 тыс. гостей. Её легко найти по огромному, высотой 4,5 метра льву, символу фирмы "Лёвенброй". Он поднимает кружку и рычит басом: "Лёвенброй". Лев стоит здесь с 49-го года, с тех пор, как этот дворец впервые появился на Терезином лугу.


Пивная "Жареный бык" полностью соответствует своему имени. Здесь пиво и еда абсолютно равны в правах. На глазах публики - а это 7 тыс. человек - жарятся на вертелах огромные куски мяса - до 700 порций в час.


"Шотенхаммель" - молодёжная, точнее, студенческая пивная, ещё точнее, в ней собираются объединения студентов, по традиции называющих себя "буршами". Здесь они делают всё, чтобы подтвердить свою репутацию ребят необузданных и диких. Нетрудно себе представить, что происходит в этом заведении, когда заняты все 6 тыс. мест.


Пивная "Винцерер Фэндл" отличается более спокойной, даже семейной атмосферой, которая уже годами царит здесь. Многие приходят сюда с детьми, причём, как говорит хозяин, те, кто приходил сюда ребёнком, тот, и, став взрослым, ходит сюда же.
Палатка "Фишер Врони" вмещает только 3,5 тыс. человек. Но зато только здесь дают вяленую рыбу - почти воблу.


Старожил "Октоберфест" - общество стрелков-арбалетчиков. 103 года назад организовали они на Терезином лугу своего рода тир и, конечно же, поставили рядом с ним пивную палатку. Сегодня в этой палатке есть место для 7,5 тыс. человек одновременно. Есть сегодня и тир - 14 тридцатиметровых стендов для стрельбы из арбалета.

 

ТРЕБУЙТЕ ДОЛИВА ПОСЛЕ ОТСТОЯ
Традиционность - наиболее типичная черта "Октоберфест". Одни и те же сорта пива. Одна и та же еда. Только цена пива растёт.


"Мас" держат особым образом - не за ручку, а, просунув руку в пространство между ручкой и самой кружкой, так меньше устаёт рука. Можно только дивиться силе и выносливости мощных брунгильд-официанток, которые способны за раз поднять до 12 "масов".


Победой демократии назвали мюнхенцы запрет на использование во время "Октоберфест" керамических кружек. Вместо них появились стеклянные, и каждый посетитель получил возможность требовать "долива пива после отстоя пены". Произошло это, правда, уже 15 лет назад. За это время продавцы привыкли к демократии и не доливают каждую кружку примерно на палец до установленной линии. Как бы в ответ на это многие забирают на память "масы". Более 70 тыс. за две недели.


В 1998 году на Октоберфест произошла новая революция. Впервые за 188 лет существования праздника, в писсуарах использовалась вода, в которой полоскали кружки. Таким образом за две недели было сэкономлено 3 млн. литров воды.

 

ВСЕГО ПО ЛИТРУ НА КАЖДОГО?!
Традиционно и число посетителей, и количество съеденного. В прошлом году за две недели собравшиеся выпили 6,5 млн. литров пива (1998г. - 5,5), съели 84 быка (1998 г. - 84), 62 160 порций свиных рулек (1998 г. - 91 730), 609 661 тыс. сосисок и жареных кур (603 746).


В 1999 во время "Октоберфест" немцы прокутили 1,5 млрд. марок. Но никакого противоречия с немецкой экономностью тут нет. Психологи считают, что, прокутив за день 200 марок, люди доказывают и себе, и другим, что дела у них идут хорошо.
В принципе, если поделить общее количество выпитого (6, 5 млн. литров) на число посетителей (тоже 6,6 млн.), то, по нашим меркам, выходит не так уж много каждого всего-то по литру.


Подсчитано также, что за время праздника потребляется около 2,6 млн. квт. электроэнергии, примерно 200 тыс. кубометров газа и 80 тыс. кубометров воды. После двух дней пиршества остается 500 с лишним тонн пищевых отходов и мусора.


Октоберфест оказывает на посетителей какое-то особое воздействие, типа наркотического. Народ обалдевает не только от пива, но и от непрерывного шума, толкотни, дразнящих запахов. По совершенно необъяснимой традиции все забираются на скамейки и орут что-то под музыку и без неё. При этом австралийцы и новозеландцы, которых любовно называют "киви", зачем-то начинают раздеваться. Позже в бюро находок отправляют не только их ботинки, но и нижнее бельё.

 

И ПЯТЬ ПОТЕРЯННЫХ СОБАК
В бюро находок в 99 году было сдано 6 298 (1998г. - 6 140) потерянных предметов. Целые ящики заполнены очками, часами, украшениями, связками ключей. За две недели туда принесли около 100 рюкзаков, 110 (1998 г. - 100) сотовых телефонов, 6 обручальных колец, 680 предметов одежды. В бюро находок были приведены также 5 собак.


Легендой стал некий канадский охотник на медведей, оставивший в одной пивной свою сумку, в другой - ботинки, в третьей - кошелёк. Для итальянцев в бюро существуют специальные формуляры на их родном языке.


В общем, народ гуляет на славу. Тем же, кто соберется посетить Октоберфест , советуем не приезжать в пятницу и в выходные дни. Будет не протолкнуться.

 

В основе материала статья Виктора АГАЕВА ("Европацентр", Берлин)

Зайдите также на www.oktoberfest.de